Gallart.ru - Галерея Ирины Алябьевой
Живопись, Постеры, Скульптура, Прикладное искусство, Сувениры, Фотография, Детские рисунки, Багетные рамки,Наша память, Галереи России
Перейти к экспозиции Электронная экспозиция
Количество работ: 5866
Количество авторов: 542
Поиск по сайту Gallart.Ru
Экспозиция Новости Информация Библиотека Выставочный зал Багет Блог Форум ENG
С.К. Иванов-Аллилуев - классик отечественной светописи

 

                    

  "Зима"                                 "Морозный день"                "И вот уже трещат морозы",
  1926                                   1927                                  1932

Имя видного русского и советского фотохудожника, классика отечественной светописи Сергея Кузьмина Иванова-Аллилуева (1891-1979) много десятилетий не сходило со страниц отчетов о крупнейших отечественных и международных фотовыставках. Оно стоит в ряду имен фотохудожников-основателей творческих направлений и законодателей художественных вкусов.

Мастер воспитывался на лучших традициях русской живописи. Его называли «чародеем светописного рисунка», «волшебником фотопечати». Он один из тех новаторов формы, чье творчество еще в начале века снискало нашему фотоискусству мировую славу.

Фотографией начал заниматься с двенадцати лет. Большое влияние на его эстетическое развитие оказали столичные музеи - Эрмитаж, Русский музей, музей Академии художеств, выставки живописи, рисунка, скульптуры художников начала двадцатого века.

                            

В старину, в непогоду..., 1921г.   В деревне,1925г.             Девушка с коромыслом, 1926г.
                                                                                            

 Иванов-Аллилуев уже в студенческие годы стал известным фотографом. Он автор съемок цветного фотоальбома «Атлас плодов Среднего Поволжья», изданного в 1916 году в Петербурге. С 1918 по 1920 год служил в Красной Армии в качестве фотографа при штабе Приуральского военного округа. С 1920 года постоянно жил в Москве.

В Москве Иванов-Аллилуев вступил в Русское фотографическое общество - самое авторитетное фотообъединение России. Оно насчитывало в своих рядах множество квалифицированных фотохудожников. Знакомство с такими мастерами светописи, как Н. Андреев, А. Гринберг, Ю. Еремин, П. Клепиков, М. Наппельбаум, Н. Свищов-Паола, В. Улитин, А. Штеренберг, участие с ними в общих выставках помогали ему расти творчески.

                       

Берег Волги на рассвете, 1964   Лесная река, 1969              Морской берег, 1956

Иванов-Аллилуев отличался, если можно так выразиться, особой «воспитанностью чувств». Она проявлялась не только во внешних манерах, в умении ясно и точно мыслить. Она была во всем его творчестве. Высокая изобразительная культура его снимков определяется и завершенностью, лаконизмом композиций, и пластикой освещения, и утонченностью, изяществом фоторисунка. Ему одинаково были доступны все способы фотографической печати - бромойль (простой и с переносом, цветной и черно-белый), запыливание, тонирование, гуммиарабик, озобром, соляризация, сажа и другие.

Свой первый диплом Сергей Кузьмич получил в 1911 году за черно-белый снимок на Международном фотографическом салоне в Антверпене. А в 1913 году на фотовыставке в Нижнем Новгороде он был удостоен серебряной медали «за исключительное художественное исполнение цветных работ».

В 1928 году на выставке «Советская фотография за 10 лет» Сергей Кузьмич получил Почетный диплом по художественному разделу. Он становится призером Выставки работ мастеров советской фотографии 1935 года и первой Всесоюзной выставки советского фотоискусства 1937 года, а также почти всех последующих отечественных выставок.

В двадцатые и тридцатые годы не было ни одной международной фотовыставки, в которой не участвовал бы Иванов-Аллилуев. Его снимки экспонировались в Англии и Франции, Швеции и Италии, Испании и Бельгии, США и Канаде, Индонезии и Японии. В Америке его работы выставлялись в тринадцати салонах, во Франции - в одиннадцати, в Испании - в семи, в Англии - в шести. За ним закрепилась слава крупнейшего мастера лирического фотопейзажа.

На представительной выставке в Торонто (Канада, 1928) работы советских фотомастеров американская пресса вынуждена была назвать «сюрпризом салона». «Фотографии,- писала она,- показывают, что искусство процветает в России, и это отражается в коллекции, которая удивительна по технике, оригинальности и силе». (журнал «Фотограф», № 11-12, 1928 г.)

Обозреватели одного из международных салонов в Париже писали, что работы Улитина, Штеренберга, Иванова-Аллилуева «...быть может, самые красивые и самые солидные произведения выставки...».

Сергей Кузьмич более двадцати лет, начиная с 1923 года, работал фотохудожником на различных киностудиях страны - Третьей студии Госкино, Ленфильме, Межрабпром-фильме, Мосфильме. Общаясь с известными кинорежиссерами, операторами, художниками, такими, как И. Пырьев, А. Левицкий, Э. Тиссэ, А. Уткин, он прошел великолепную школу мастерства.

                                               

 Берег Волги на рассвете 1964г.           Лесная река, 1969                           Морской берег, 1956

Иванов-Аллилуев уделял большое внимание сочетанию чисто фотографической манеры с живописной. Он активно применял мягкорисующие объективы, способы печати, имитирующие рисунок карандашом.

Блестящее владение фотографической техникой позволяло ему не только точно воспроизвести внешнее сходство, но и раскрыть внутренний мир человека, его характер. С помощью монокля он передавал тончайшие светотональные переходы, не акцентируя внимание на детальной проработке лица, что создавало определенное настроение («Студийный портрет», «Петергоф. Девушка на скамейке»).

И все-таки Сергей Кузьмич вошел в историю прежде всего как мастер пейзажа. Во второй половине сороковых - в начале пятидесятых годов художник много работал над снимками с детства дорогих ему ленинградских мест, Поволжья, Крыма, Кавказа. Также запечатлел он Ясную Поляну, Марфино, Абрамцево, Архангельское и другие музеи-усадьбы страны.

У Иванова-Аллилуева образ природы емок и конкретен. Приметы времен года создают необходимое автору настроение. Тонкое понимание родной русской природы наполняет его снимки глубоким содержанием, свидетельствующим не только о духовном богатстве этого человека, но и о его больших гражданских чувствах.

                                                 

Cоветская площадь. Москва, 1954г.  Портрет актрисы И.Гошевой, 1943г.     Портрет дочери, 1933г.

Я часто встречался с Сергеем Кузьмичом, подолгу беседовал с ним. В который раз разглядывали мы фотографии, дипломы, старые каталоги...

Думаю, рассказ об этих встречах, о наших беседах добавит несколько штрихов к творческому портрету художника. Однажды я обратился к мастеру с просьбой поделиться своими взглядами на фотографическое искусство:

- Сергей Кузьмич, что же все-таки, по-вашему, фотографический талант?
Мастер улыбнулся:

- Прямо скажем, вопрос для меня не из легких. Сошлюсь на авторитет. Горький говорил: «Талант - это труд, любовь к делу, к процессу работы». В полной мере это относится и к нам, фотографам.

Я наблюдал, как Сергей Кузьмич рассматривал снимки фотолюбителей, присланные ему редакцией журнала «Советское фото» на рецензирование. Он разложил их на три стопки. В первую попали лишь две работы, про которые он сказал, что в них видится «искра божья». Во второй очутились «середнячки». И в третьей все остальное, неинтересное. «Искрой божьей» он назвал способность авторов взволновать зрителей, «задеть за живое».

- Происходит это, очевидно, потому, что фотографирование кажется многим очень простым делом. Проще, чем вышивание или выпиливание... Именно из-за кажущейся доступности. А ведь любое искусство никогда не было легким делом. Я хорошо знаю творчество признанных старых фотомастеров Андреева, Еремина, Клепикова. Они были настоящими профессионалами. Техника в их руках работала безотказно, она как бы срасталась с пальцами. Но фотография для них была делом наитруднейшим. Каждый выставочный снимок давался с неимоверной затратой сил. Три года делал Еремин свой знаменитый «Гурзуф». Снимал при различной погоде: зимой, осенью, весной и летом, пока, наконец, не получил снимок, обошедший многие международные выставки.

И так работают все подлинные мастера. Скажу больше - чем опытнее и мастеровитее они становятся, тем больше сил вкладывают в каждую фотографию.

Мне было интересно узнать, кого из фотохудожников Иванов-Аллилуев считает наиболее близким себе по духу творчества.

- Я счастлив, что был в дружбе, выступал на многих представительных выставках рядом с такими широкоизвестными мастерами, как Дмитриев, Лобовиков, Петров, Наппельбаум, Свищов-Паола, - ответил он.
- Этих художников отличали редкое трудолюбие, горячая преданность фотоискусству. Они умели не только изобразить то, что видели, но и передать душевное состояние человека, неповторимую красоту нашей земли и наших людей. Все они много и терпеливо работали над каждым отпечатком, умели со вкусом подать едва заметный штрих, тон, линию. Но особо я хотел бы выделить Николая Платоновича Андреева - художника, чье творчество отличала исключительная культура.

Если обратиться к «старикам» - подвижник фотоискусства Дмитриев - большой художник-документалист. А Андреев никогда не протоколировал видов местности. Он стремился к чувственной передаче природы.

- Но ведь известно, что и документальная фотография может волновать и вызывать глубокие чувства?

- Безусловно. Только я - сторонник так называемого художественного направления. И не хотел бы, чтобы мое творчество оценивалось по критериям чисто документального отображения действительности. Техническое и творческое решение большинства моих работ направлено на то, чтобы вызвать у зрителя глубокие эмоциональные переживания, обостренное восприятие жизни. Фотография для меня, с одной стороны - способ передачи внутреннего состояния природы, а с другой - моих личных чувств, состояния моего собственного. Выбор материала, способ его организации, передачи диктуется прежде всего этими соображениями.

Для меня мало увидеть красивый ландшафт. Важно выбрать эффектное освещение, точку съемки, план, приспособить оптический рисунок. Здесь большую роль играют вкус, чувство меры, художническая интуиция. Поэтому я всегда радуюсь, если вижу, что заложенное в снимке чувство передается людям. Это означает - фотография удалась, обладает силой воздействия, начинает жить своей жизнью.

- Сергей Кузьмич, объектив «бездушно» списывает с природы на пленку все, что видит. Не мешает ли это творческим устремлениям художника-лирика?

- Кажется, Белинский сказал: «Списывают с природы не живописцы, а маляры, и их списки чем вернее, тем безжизненнее». Я согласен с этой точкой зрения.
- Как вы готовитесь к съемке?

- Воображение создает образ задолго до выхода на натуру. Иногда я рисую будущий кадр от руки на бумаге. Но только фотосъемка - это еще не все в фотографическом творчестве. Не меньшее значение я придаю позитивному процессу. При этом я использую различные специальные технические приемы и лабораторные средства, улучшающие качество изображения.

К фотоувеличителю у меня имеется большой набор оптики. Иногда печатаю с двух и более негативов на один лист бумаги (применяю проекционный монтаж). При печати пользуюсь набором различных масок, диффузионных дисков, сеток. Применяю двухрастворное проявление, чтобы добиться незначительной плотности негатива и тончайших тональных переходов в фоторисунке. Когда надо изменить соотношение тонов в композиции, прибегаю к частичному ослаблению негатива.

Интересовался я и - какой аппаратурой мастер предпочитает работать: - За семьдесят лет съемки аппаратура была различной, от самоделок до самых совершенных промышленных образцов. Много выставочных кадров я сделал вот этой самоделкой,- показал мне фотограф изящно выполненную камеру из латуни типа «лейки». - Сделана она в двадцатые годы, задолго до того, как было налажено промышленное производство таких камер. В основу конструкции положен аппарат для катушечной пленки советского инженера П.Бостельмана.

Однако не любил, когда его спрашивали, каким аппаратом он снимает. - Ведь писателя не спрашивают, каким он пером пишет, или художника,- какой кистью рисует. Стараюсь работать так, чтобы техника была незаметной и фотография казалась настолько естественной, легко сделанной, простой, что и в голову не приходило бы подумать об аппарате. Стараюсь, чтобы зритель всецело был поглощен притягательной силой тончайших светотональных переходов,- говорил он.

Авторские приемы фотографирования - это всегда интересно... Вот что рассказал, например, мастер о некоторых снимках.

- Наивное лицо ребенка в его милой непосредственности, грациозная, динамичная фигура молодой женщины, мудрое, сосредоточенное лицо ученого, располагающая улыбка старика - какой это благородный материал для портретиста! Но далеко не всегда удается сделать по-настоящему глубокий, проникновенный своим психологизмом снимок человека. Жанр портрета, пожалуй, самый трудный жанр фотоискусства.

Одной из удачных своих работ по сдержанности изобразительного решения и точности портретной характеристики считаю портрет кинорежиссера Сергея Эйзенштейна.

Обдумывая изобразительную манеру, я счел неуместным внешние эффекты композиции, украшательства в виде ярких бликов на лице. Мне казалось - в простоте и скромности изобразительных средств я могу полнее и глубже выразить сущность индивидуальности режиссера. Всего лишь два источника света применил я на этой съемке. Рисующий свет небольшой интенсивности был направлен от фотокамеры сверху и справа, а светлое пятно на белом фоне стены дала вторая лампа.

Заметив, что Сергей Кузьмич часто использует контражур, я спросил: - Что это, любимый изобразительный прием?

- Я часто пользуюсь съемкой против света для создания живой и выразительной картины. Встречный и встречно-боковой свет создают впечатление особенно яркого солнечного освещения, подчеркивают воздушную перспективу.

Ну а если говорить о любимом изобразительном приеме Сергея Кузьмича, то это, пожалуй, мягкий оптический рисунок. Ему нравилось, когда основной объект окружен размытой светлой каймой. Тогда главное передавалось ясно и в общем резко, а мешающие детали как бы отходили на второй план, пригашались. Благодаря этому снимок становился лаконичнее и одновременно шире, объемнее. Одним словом, выразительнее. Мягкорисующий объектив позволял придать снимку композиционную завершенность, полнее выразить игру света, мерцание бликов, глубину тональных переходов. Он значительно расширял светотональную шкалу фотоизображения. К тому же, по мнению мастера, мягкий рисунок лучше воспринимается глазом, нежели жесткий. За все эти качества мягкорисующий объектив он считал лучшей своей «кистью».

А.Фомин (статья приводится с сокращениями).

Источник: http://www.photodome.ru

Есть желание получать свежие новости сайта Gallart.ru на электронную почту? Подпишись на рассылку!




Логин:
Пароль:
 



Gallart Форум
Новое на форуме:



Занимательное
ЭСТАМП - тиражированный оттиск на бумаге с гравюры на литографском камне, металле или дереве.






GallArt.ru

    обмен ссылками
Gallart.ru. c 2002-2004 г. Все права защищены.
Проект Александра Майсова. Галерея Ирины Алябьевой.
Тел./факс (495) 983-01-97, м.тел. (495)506-12-83, e-mail: office@gallart.ru.




Вся информация на сайте защищена авторским правом. Любое полное или частичное копирование разрешено только с согласия собственника, при обязательном указании источника информации и ссылки на сайт.