Библиотека - История европейского искусства - Барокко и классицизм - Gallart.ru
Gallart.ru - Галерея Ирины Алябьевой
Живопись, Постеры, Скульптура, Прикладное искусство, Фотография, Детские рисунки, Багетные рамки,Наша память, Выставочный зал
Перейти к экспозиции Электронная экспозиция
Количество работ: 5578
Количество авторов: 510
Поиск по сайту Gallart.Ru
Экспозиция Новости Информация Библиотека Галереи России Багет Форум ENG

Библиотека искусства


Барокко и классицизм

Крупнейшие художники

Бернини (Джанлоренцо; 1598-1680) – итальянский скульптор и архитектор, мастер монументального барокко.

Караваджо (Микеланджело; 1571-1610) – итальянский художник, мастер игры светотени.

Пуссен (Никола; 1594-1665) – первый французский художник эпохи классицизма.

Рембрандт (1606-1669) – величайший голландский художник – рисовальщик и гениальный офортист.

Рубенс (Питер Пауль; 1577-1640) – плодовитый фламандский художник и дипломат, автор бесчисленных мифологических, библейских и исторических полотен и портретов современников.

Веласкес (Диего; 1599-1660) – испанский художник, один из величайших колористов всех времен.

Вермеер (Ян; 1632-1675) – голландский художник, один из крупнейших живописцев XVII века, в основном писал женские портреты в интерьерах.

Во второй половине XVI века Европу потряс кризис. В то время как католики признавали авторитет папы, верующие ряда стран Северной и Центральной Европы хотели избавиться от этого посредника между Богом и людьми и самостоятельно искать путей к Богу. Это были англикане в Великобритании и протестанты в Германии и Нидерландах. Религиозная смута проявилась в искусстве того времени в так называемой «маньеристской» живописи, еще несшей на себе далекие отсветы Ренессанса, но отличавшейся усложненными и беспорядочными формами. На заре XVII века Италия вступила в полосу реакции. Именно тогда художник Микеланджело Меризи, по прозвищу Караваджо (1571-1610), стал зачинателем простого, но очень драматического направления в живописи, основанного на игре света и тени. С другой стороны, католическая церковь пыталась объединить художников посредством новых идей и образов. Так возникло новое зрелищное искусство, которое должно было ослепить и подчинить людей – искусство барокко.

Караваджо – мастер светотени

Мятущееся искусство Караваджо порождено окружающей его действительностью. Молодой человек из небогатого круга, повеса и дуэлянт, Караваджо половину жизни писал, а вторую половину провел в тюрьмах или в бегах, преследуемый наемными убийцами. Почти все его работы полны кровавых сцен насилия, разыгрываемых в грязной, отталкивающей обстановке, когда свет выхватывает из мрака резко очерченные лица и фигуры – это и есть светотень. В Риме картины привлекли внимание публики и потрясли ее прямотой страстей художника и психологией изгоя. В результате Караваджо стал получать много заказов из религиозных кругов. Он умер в 1610 г., скорее всего, был убит. Но мода на «караваджизм» и его светотень быстро распространилась в Испании, Франции, а также в Северной Европе.

 

 

 

Церковь и искусство барокко

Слово барокко происходит от португальского ювелирного термина, обозначающего жемчуг неправильной формы. Искусство барокко, зародившееся около 1600 г., отличалось буйным динамизмом форм, преувеличенными эмоциями, синтезом архитектуры и живописи, когда благодаря иллюзионистскому использованию пространства интерьера живопись открывала путь в бесконечность небесных высей. У Джанлоренцо Бернини (1598-1680) архитектура и скульптура соединили в единое целое возвышенные небесные и вполне земные страсти. Религиозный экстаз святой Терезы носит у него откровенно эротический характер. Полотна Питера Пауля Рубенса (1577-1640) представляют собой буйный водоворот человеческих фигур. В картине «Ярмарка» художник показывает, что искусству барокко под силу изображение не только религиозных эмоций, но и вполне земных народных празднеств.

Барокко и классицизм

В XVII веке искусство в Европе постепенно оттесняется классицизмом – искусством, основанным на равновесии и строгости форм. Строгие правила определяют живопись, литературу, музыку, скульптуру, архитектуру. Золотой век классицизма – это период правления во Франции Людовика XIII и Людовика XIV. Большие европейские государства утверждали свою мощь, поддерживая искусство, с уважением относящееся к установившемуся порядку. Но пример Веласкеса (1599-1660) и Рембрандта (1606-1669), как и вся жанровая живопись, показывают, что триумф классицизма не был полным.

 

 

 

Искусство, идущее от разума

Искусство классицизма черпало свое вдохновение в двух источниках: в природе и в античности. В какой-то мере оно сближалось с искусством Возрождения и даже продолжало живописные традиции некоторых художников XVI века, например Рафаэля (1483-1520). Строгое, требовательное искусство классицизма было откровенно методологично: его изучали в школах и «академиях». Сторонники классицизма придавали особое значение изучению рисунка, считая, что линия – это «скелет» и живописи, и архитектуры. Поселившись в возрасте 30 лет в Риме, Никола Пуссен (1594-1665) достиг вершины искусства классицизма, неторопливо выписывая крупные полотна, добиваясь гармонии пейзажа и человеческой истории. Искусство стало пищей для размышлений, а не просто источником удовольствия.

Рембрандт: взгляд в себя

Голландец Рембрандт Харменс ван Рейн, или просто Рембрандт, тоже искал пути к утонченности, ясности и точности. Но во многих произведениях этого мастера, особенно в последние годы его жизни, сумрак побеждал свет, создавая театрально-таинственную атмосферу. Рембрандт, в молодости достигший славы и богатства, был разорен врагами и утратил к концу жизни былую популярность. Его краски становятся шероховатыми, мутными, а формы расплывчатыми. В пейзажах, религиозных сценах, портретах, а еще больше в автопортретах последних лет, полных глубокого драматизма, художник смотрит на мир грустно и смиренно.

Жанровая живопись

В Голландии XVII века самым авторитетным слоем общества были богатые купцы, которые желали, чтобы их жизнь изображалась счастливой и утонченной. Ян Вермер (1632-1675), величайший мастер жанровой живописи, оставил после себя около 30 небольших работ, в которых свет, мерно льющийся из окон, освещает мастерскую художника, кабинет ученого или девушку в уютной комнате, читающую письмо от любимого.

 

 

 

Рококо и неоклассицизм

Революция 1789 г. уничтожила королевский режим во Франции, с которым исчезло рококо, художественное направление, наследовавшее барокко. Еще раз античность стала образцом чистоты и величия, достойным подражания.

Барокко, рокайль и рококо

Слово рококо происходит от слова рокайль, обозначающего орнаментальный стиль, имитирующий скалы и ракушки. Он был инспирирован формами барокко. Стиль рокайль характерен для общества, в котором богатый человек проводит время в роскоши и бездействии на «галантных» праздниках, которые писал Антуан Ватто (1684-1721). Живопись этого художника, которой так восхищались в свое время, рассматривалась позже как слишком легковесная и сурово осуждалась. В действительности эта легкость похожа на печаль: картины Ватто купаются в лучах уходящего дня.

Неоклассицизм

В конце XVIII века французский философ Дени Дидро подчеркивал, что искусство должно «делать добродетель привлекательной, а порок – отталкивающим, и вызывать здоровый смех». У искусства есть моральная функция – указывать людям дорогу, по которой они должны идти. Это было время, когда были сделаны большие археологические открытия в Помпее, на юге Италии, и снова вошла в моду культура Римской империи. Это возрождение интереса к античности дало толчок к появлению во всех европейских странах художественного направления, получившего название «неоклассицизм». Неоклассицизм искал в античности не только «идеал красоты», но и образцы высоких помыслов, смелости, патриотизма. Жизнь великих людей античности вдохновляла политических деятелей и полководцев, и их подвиги воспевались в живописи и скульптуре. Для Антонио Кановы (1757-1822) идеальная красота принимает облик мечты, запечатленной в мраморе, тогда как Жак-Луи Давид (1748-1825) в картине «Смерть Марата» прославляет героическую смерть вождя революции.

Конец «идеальной красоты»

В первых портретах, написанных Жаном Огюстом Домиником Энгром (1780-1867), застылость формы заставляет вспомнить об античности. Неоклассицизм сохраняет свою мощь и в начале XIX века, когда Наполеон I предписывает Европе свои законы. Но смена эпох сопровождается войнами. Художник Теодор Жерико (1791-1824) показывает, что человек порой теряет рассудок, а Франсиско Гойя (1746-1828) делает нас свидетелями сцен бойни, которые он наблюдал во время оккупации Испании наполеоновскими войсками в мае 1808 г. Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» с огромной силой рассказывает об ужасах войны и слепом насилии. Один из расстреливаемых одет в светлую рубаху, на которой концентрируется свет в картине. Этот свет погаснет, как только человек упадет.

 

Источник: Издательство "Larousse"

Есть желание получать свежие новости сайта Gallart.ru на электронную почту? Подпишись на рассылку!

Логин:
Пароль:
 



Gallart Форум
Новое на форуме:

деньхудожникафутуризмДля всех кому не безразлично искусствокартина Левенцовой Е.Н.Техникатехника мастихинафутуризм


Занимательное
БАРРОКО. Своего наивысшего расцвета стиль барроко достиг в начале XVII века в Риме, откуда он затем распространился по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII столетия. Название стиля происходит от итальянского слова barocco - причудливый или потешный. Художник Рембрандт "Благословение Иакова".




GallArt.ru

    обмен ссылками
Gallart.ru. c 2002-2004 г. Все права защищены.
Проект Александра Майсова. Галерея Ирины Алябьевой.
Тел./факс (495) 290-90-84, м.тел. 506-12-83, e-mail: office@gallart.ru.

Создание этого и других сайтов - интернет студия Web3

Вся информация на сайте защищена авторским правом. Любое полное или частичное копирование разрешено только с согласия собственника, при обязательном указании источника информации и ссылки на сайт.